Эволюционный механизм

29 марта 2013 - Леся

Ощущение, что нечто, бывшее там, теперь исчезло, при смерти вольвокса столь же потрясает, как и при смерти человека, и ничто не указывает, что уход одного чем-то радикально разнится от ухода другого. Само слово «неодушевленный» означает «без души», и тот факт, что мы все же используем его, свидетельствует о точности наших представлений.

Готов признать правоту биологов, утверждающих, что эволюция вольвокса,  по-видимому,  завершена  и далее невозможна. Может быть, какое-нибудь иное существо, развиваясь параллельно, повторило его открытия - что сделало бы это таинство вдвое замечательнее.

Вновь и вновь разглядывая зеленый шарик, я утешаю его так: «По крайней мере, ты избрал верный путь. Как и многие изобретатели - взять хотя бы Лонгли с его аэропланом,- ты шел по верному пути, даже если что-то прервало его перед самым триумфом. Но раз уж ты превратил колонию в объединенную особь, ты убедительно показал, каким образом для живых существ возможно достижение большего, чем простое пребывание в микроскопическом состоянии. Коль скоро ты изобрел различие полов, ты начал восхождение к поэзии, так же как и к беспредельной изменчивости». Истинно и то, что ни одно из других твоих  открытий  не могло быть важнее Смерти, без которой полная эффективность всего остального оказалась бы совершенно невозможна. Как заявил Бернард Шоу, индивид многоклеточный, смертный и сексуально определенный, природа не могла бы так вольно развивать новые формы, если бы через разумный промежуток времени не уничтожались результаты более ранних экспериментов. Потенциально бессмертной амебе некуда дальше развиваться. Эволюционируют только смертные существа.

Похожие статьи:

Простые формыЭволюционный механизм вольвокса