Открытие мира микроскопических водных обитателей

6 марта 2012 - Lesia
article300.jpg

Мир микроскопических водных обитателей был впервые открыт именно в чистейшей пресной воде - в дождевой капле. В 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук набрал немного дождевой воды, дал ей постоять пару дней, в надежде, что из воздуха в воду попадут какие-нибудь организмы или их яйца, а затем тщательно рассмотрел свой улов под самодельным однолинзовым микроскопом. Записывая увиденное, он с искренним изумлением отметил наличие в капле «крошечных животных», в тысячу раз меньше водяной блохи. Он даже рискнул объявить, что «некоторые из этих существ были самыми мерзкими из всех когда-либо виденных мной». С 1840-х годов начались регулярные исследования морской «мелюзги» с помощью, во-первых, кудельной сети, представлявшей собой мешок из муслина или тонкой шелковой кисеи, прикрепленной к небольшой сборной банке, что обеспечивало отлов океанского планктона; во-вторых, лучших микроскопов того времени (левенгуковский действительно был много хуже). Наиболее авторитетным тогда был немецкий физиолог и анатом Иоганнес Мюллер, чьи систематические исследования привлекли внимание научного сообщества к странному новому миру.

До второй половины XIX века бытовало мнение, что ниже отметки 370 м никакая жизнь невозможна. Важнейшим доводом в этой концепции служило колоссальное давление воды. Действительно, если каждые десять метров нагрузка возрастает чуть ли не на семь килограммов на квадратный дюйм (2,54 см), это просто должно превратить в порошок даже устриц! И вот в 1858 году неожиданный и неопровержимый источник принес нечто сенсационное. С глубины более двух тысяч метров потребовалось поднять для починки почти семьдесят килограммов морского кабеля (дело было в Средиземном море). Каково же было всеобщее изумление, когда извлеченный кожух кабеля оказался плотно облеплен устрицами, улитками, кораллами и огромным количеством иных более мелких существ. Все сомнения окончательно рассеялись, когда окончило свою работу британское научно-исследовательское судно, корабль военно-морских сил «Челленджер». Три с половиной года шла интенсивная работа во всех морях и океанах. Ученые, трудившиеся на борту, исследовали жизнь океана на глубине до 4,5 км. Детальные наблюдения над морскими течениями, формами жизни и химией среды, изложенные в 50-томном отчете по итогам этого беспримерного плавания, положили начало океанографии как науки. В том году, когда «Челленджер» отправился в плавание, Италия открыла в Неаполе морскую лабораторию. Этому примеру последовали другие города: Плимут в Англии, Ву-дехол в Массачусетсе (США)...

К настоящему времени достигнуты немалые успехи в способах и устройствах для измерения глубин эхолотом, взятия образцов с морского дна и сбора живых экземпляров. Сложное глубоководное оборудование позволило океанографам лично наблюдать обитателей океанского дна в их естественной среде. Но, что еще более важно, усовершенствованные микроскопы дали ученым возможность изучать те миры крошечных существ, которые расположены не дальше ближайшего пруда или морского прибоя. Внедрение в практику сканирующего электронного микроскопа в конце 1960-х годов стало еще одним громадным шагом вперед. Обычные электронные микроскопы лишь многократно увеличивают тончайшие срезы, но сканирующий способен на большее. Он работает подобно системе кабельного телевидения, показывая микроорганизмы так, как они выглядят в трех измерениях. Несмотря на то что океанография и морская биология все еще находятся в начале своего развития и предлагают будущим исследователям широчайшие возможности для открытий, самыми захватывающими и невероятными были первые открытия в области царства животных.

Похожие статьи:

Простые формыВзгляд на «крохотных животных» 2

Простые формыВзгляд на «крохотных животных»

Опубликовано на сайте "Домашние питомцы и Дикая природа" - 459839